Билеты в театры, музеи, цирк и концертные залы Москвы

Just very slightly mad! Английские и итальянские вокальные миниатюры XVII века в Галерея искусств «Niko»

Площадка: Галерея искусств «Niko»
Категория: Классика
Возраст: 12+
Время: 17 января 2026 19:30
Рейтинг: 4.89
Цена: от 100.00 руб.

Первый концерт цикла «Музыкальная археология с Ольгой Филипповой».

Ольга Филиппова — известная клавесинистка, профессор РАМ имени Гнесиных, музыковед, лектор, автор множества образовательных программ по истории музыки.

Каждый концерт её просветительского цикла «Музыкальная археология» — увлекательное исследование одной темы, раскрывающее слушателям загадки знаковых явлений эпохи барокко, — будь то английские «безумные песни» эпохи реставрации, римские академии или первый оперный театр Сан-Кассиано в Венеции.

В программах цикла примут участие первоклассные музыканты, которые представят редкий репертуар, часть которого будет воспроизведена по факсимиле и рукописным источникам. Словом, вас ждёт настоящая музыкальная археология.

17 января состоится первый концерт цикла. «Just very slightly mad!».

Английские и итальянские вокальные миниатюры XVII века

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

  • Анастасия Петрова (сопрано)
  • Ольга Филиппова (клавесин)
  • Вступительное слово и комментарий к программе — Ольга Филиппова

Программа концерта:

Пьеро Антонио Джирамо (1619-1650)

«La Pazza» («Безумная»)

Джон Экклз (1670-1742)

«I Burn» («Горю») из музыки к «Комической истории Дон-Кихота» Томаса д’Урфи

Генри Лоус (1596–1662)

«Amarilllis» («Амарилли»)

Клаудио Монтеверди (1567-1643)

«Lamento di Arianna» («Ламенто Ариадны»)

Даниэль Пёрселл (1664 –1717)

«Morpheus, Thou Gentle God» («Морфей, ты добрый бог»)

Тарквинио Мерула (1595-1665)

«Canzonetta spirituale sopra alla nanna» («Духовная канцонетта на тему колыбельной»)

Генри Пёрселл (1669-1696)

«Tell me, some pitying angel» («Скажи мне, милосердный ангел»)

«From Silent Shades» («Из безмолвных теней»)

Дж.Кариссими (1605-1674)

«Lamento di Maria Stuarda» («Ламенто Марии Стюард»)

Джон Стаффорд Смит (1750—1836)

«The Lunatic Lover» («Безумный влюблённый»). В стиле Генри Пёрселла

Измученный невзгодами и опустошенный рутиной человек всегда искал убежища в мире грез — как две тысячи лет назад, так и в наши дни. И чем невероятнее фантазия, тем она притягательнее. По креативности ничто не сравнится с воспаленным разумом. Наверное, поэтому поведение душевнобольных всегда возбуждало общественный интерес и даже зависть: какие, должно быть, яркие остросюжетные картины предстают в измененном сознании и какие сильные они вызывают чувства!

Еще в XVII веке в Англии придумали превратить самый настоящий сумасшедший дом в импровизированный театр, где все «актеры» неподдельно играют ненаписанные роли: знаменитый лондонский госпиталь Св. Марии Вифлеемской, или Бедлам (сокращение английского Bethlehem), открыли, как зверинец, для публичных посещений.

Программу «Just very slightly mad!» можно было бы назвать «Песни Бедлама». Во многом под влиянием жестокого лондонского развлечения в эпоху Реставрации получил широкое распространение особый музыкальный жанр — mad song, «безумная песня», песня-баллада с характерным содержанием. Этот жанр напрямую связан с расцветом музыкально-театральных направлений в Британии — театра масок, семи-оперы и других.

Бедлам, получивший в 1673 году новое роскошное здание по образцу дворца Тюильри, успешно конкурировал с благопристойными развлечениями. Заплатив всего один пенс, каждый желающий мог потешиться, наблюдая за «безумными выходками несчастных».

Жизнь обитателей Бедлама не раз отображалась в английской литературе, народном творчестве, живописи. Песни (про) сумасшедших пользовались бешеной популярностью, а сам госпиталь стал именем нарицательным, синонимом хаоса-неразберихи.

Впрочем, исследования феномена безумия интересовали не только английских поэтов и музыкантов. Аналогом английских mad songs в Италии стали lamenti, арии и кантаты в стиле La Pazza с текстами о любовном безумии, религиозном безумии или безрассудстве.

Композиторам эпохи барокко mad songs открыли новые горизонты, вызвав к жизни развернутые музыкально-поэтические произведения, предвосхитившие появление романтической баллады и в музыке, и в поэзии задолго до Шиллера и Шуберта. Многие песни специально создавались для выдающихся актрис того времени.

В программу «Just very slightly mad!» вошли композиции из эпохи расцвета жанра mad songs — песни Пёрселла, Дауленда, Экклза и их современников, а также вокальные миниатюры и театральные сцены итальянских авторов первой половины XVII века.

Анастасия Петрова (сопрано) — Выпускница Conservatorio Statale di

Musica G.Rossini (Пезаро, Италия) по специальностям «Оперное пение» (класс профессора Стефании Донзелли, 2020) и «Ренессансное и барочное пение» (2024).

Совершенствовала исполнительское мастерство под руководством маэстро Хосе Каррераса (2019, 2022) и контральто Сони Прины (2023).

Принимала участие в Молодежных программах оперных певцов в Театре

Дж.Б. Перголези (2018, Йези, Италия), в Муниципальном Театре Болоньи

(2022, Италия). Стажировалась в Академии Вивальди, организованной Фондом Джорджо Чини (2023, Венеция,Италия); в 2024 году также прошла обучение в Академии Teatro alla Scala по специальности "Барочное пение" (Милан, Италия).

Победитель и лауреат престижных премий международных оперных и барочных конкурсов, в числе которых «Anita Cerquetti» (2021,Монтекозаро, Италия),«Chiara Magni» Citta di Penne (2023,Пенне,Италия), «Giuseppe di Stefano» (2024, Трапани, Италия),

«Tommaso Traetta» (2024, Битонто, Италия).

Участница многих международных фестивалей барочной музыки.

Работала с такими дирижерами как Джакомо Сагрипанти (Италия), Умберто Бенедетти Микеланджели (Италия),Массимо Мартинелли (Италия), Анжело Микеле Эррико (Италия), Бернхард Эпстайн (Германия), Микеле Мариотти (Италия), Анжело Габриель

(Италия), Альфредо Сорикетти (Италия) и др.

Ольга Филиппова — клавесинистка, исполнитель на исторических клавишных инструментах, музыковед, педагог. Выпускница Московской консерватории и Венского университета музыки и исполнительского искусста.

Сотрудничала с российскими и европейскими коллективами, специализирующимися в области исторической практики («Московское барокко», «Орфарион», «Оркестр Екатерины великой», «Musica Antiqua St.-Peterburg», «Musica Petropolitana», «Zefiro», «Венская барочная академия» и др.), а также с современными оркестрами (РНО, «MUSICA VIVA», Камерный оркестр МГК им. Чайковского, ГАКОР). Гастролировала в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Латвии, Германии, Италии, Хорватии, Польше, Греции. Принимала участие в международных фестивалях в России («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина и др.) и за рубежом.

Автор идеи и арт-директор Международного Музыкального фестиваля «Антиквариум», артистка и коррепетитор Международного фестиваля «Friday Nights with Yury Revich» (Австрия), ансамбля «Basiliensis» (Великобритания-Австрия). Лауреат международных конкурсов: Австрийской барочной академии (Гмунден, Австрия, 2009 и 2012, Гран-при), им. Г.И.Ф. фон Бибера (Санкт-Флориан, Австрия, 2011), Фонда доктора Роберта и Линды Тиль-Дюр (Швейцария, 2011).

С 2002 по 2022 вела класс клавесина, исторических клавишных инструментов и исторического камерного ансамбля в МГК им. Чайковского. Среди учеников — победители и лауреаты крупнейших международных конкурсов, в числе которых «Пражская весна», Международный конкурс имени И.С. Баха в Лейпциге, «Musica Antiqua» в Брюгге.

В настоящее время — профессор кафедры органа и клавесина РАМ имени Гнесиных.

    Поиск