Снегурочка в МКЗ «Зарядье»
- Весна-красна — Людмила Кузнецова, меццо-сопрано
- Дед Мороз — Руслан Розыев, бас
- Снегурочка — Юлия Томина, сопрано
- Лель, пастух, — Евгения Сегенюк, меццо-сопрано
- Купава — Екатерина Чудотворова, сопрано
- Леший — Олег Полшков, тенор
- Масленица, соломенное чучело, — Юрий Зеленин, бас
- Бобыль Бакула — Максим Калинин, тенор
- Бобылиха — Яна Усачёва, меццо-сопрано
- Царь Берендей — Максим Сажин, тенор
- Бермята — Андрей Чеснов, бас
- Мизгирь — Евгений Либерман, баритон
- Первый бирюч — Олег Полшков, тенор
- Второй бирюч — Александр Шанин, бас
- Царский отрок — Мария Шевченко, меццо-сопрано
- Государственная академическая симфоническая капелла России
- Дирижёр — Валерий Полянский
- Художественное оформление и создание образов концертной версии:
- Вадим Андреев
- Виктор Мурашев
- Виктория Смольникова
Оперу «Снегурочка» Римский-Корсаков написал по современной пьесе Александра Островского, которую он прочитал в 1874 году, сразу после публикации. Весенняя сказка о холодной девушке Снегурочке, которая растаяла, познав чувство любви, не сразу вызвала отклик у композитора. Замысел оперы возник через несколько лет, когда публикация снова попалась в руки музыканту. Повторное чтение пьесы привело Римского-Корсакова в восторг: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу».
Разрешение на использование сюжета Римский-Корсаков спросил у Островского лично. Драматург любезно принял музыканта, охотно дал своё согласие и подарил композитору экземпляр сказки. Либретто Римский-Корсаков составил сам, совсем немного изменив стихотворный текст Островского. Готовая опера, услышанная писателем позднее, произвела на него неизгладимое впечатление: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Работа над оперой велась в поэтичном имении Стелёво, недалеко от Петербурга. Старый дом, тенистый сад с фруктовыми деревьями, деревенская глушь — всё вдохновляло композитора на создание в музыке образов природы, к которой он относился особенно чутко: «Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка — Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших или других чудовищ». Один из мотивов Римский-Корсаков точно записал по слуху с пения жившего у него в клетке снегиря.
Основу музыкального стиля оперы составляет русская народная песня. Римский-Корсаков позаимствовал некоторые напевы из собственного сборника «100 русских народных песен» (1877), в котором он собрал и гармонизовал былины, протяжные, плясовые, игровые и обрядовые песни. Остальные мелодии были настолько удачно сочинены им в народном духе, что критики поверили в их подлинность и обвинили композитора в неспособности создавать собственные мотивы.
Дирижёр Эдуард Направник, руководивший премьерой оперы в Мариинском театре в 1882 году, заявил, что сочинение это «мёртвое» и «затянутое» и успеха иметь не может. Сегодня «Снегурочка» остаётся одной из самых репертуарных опер. Для Римского-Корсакова создание оперы означало наступление нового этапа в творчестве: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».
В Зале Зарядье опера прозвучит в полусценическом исполнении.
Продолжительность: 140 минут с антрактом
Источник: zaryadyehall.ru

