П.И. Чайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» в МКЗ «Зарядье»
- Деннис Гасанов, скрипка
- Фёдор Калашников, скрипка
- Павел Романенко, альт
- Мария Теплякова, альт
- Михаил Калашников, виолончель
- Пётр Кондрашин, виолончель
Камерные ансамбли, в частности струнный квартет, в истории классических жанров всегда были связаны с сугубо инструментальной сферой выразительности (например, c разного рода танцами). Однако ко второй половине XIX века камерные ансамбли стали соприкасаться с музыкой вокальной, а значит, и с поэтическим словом.
Струнный квартет соль минор — единственный завершённый квартет Эдварда Грига. Созданный в сложный период жизни, он отразил тематический и образный план песни «Музыканты», написанной Григом на слова Генриха Ибсена. «Я чувствую, — говорил композитор своему биографу, — что в этой работе скрыты следы жизненной силы, которую будущее, надеюсь, раскроет лучше, чем простая цитата». Конечно, цитаты песенных мелодий уже встречались в квартетной литературе, но именно здесь впервые в истории жанра такая мелодия стала настоящим лейтмотивом цикла.
Секстет Чайковского тоже связан со словом, но в более опосредованной форме. Музыка Секстета «вспоминает» о Флоренции, но не о флорентийских уличных певцах, а о городе, в котором Чайковский написал «Пиковую даму». Как известно, опера была создана в невероятно короткий срок. По соседству в эскизных тетрадях появился Секстет. Главным доказательством взаимосвязи этих сочинений стала явная аллюзия, практически цитата: во второй части Секстета слышны отзвуки из пятой картины оперы. Соприкасаясь с потусторонней фантастикой «Пиковой дамы», Секстет по своему образному строю относится к «теме ночи», доминирующей в позднем творчестве Чайковского.

