Ольга Волкова (скрипка), Даниил Саямов (фортепиано) в МКЗ «Зарядье»
- Ольга Волкова, скрипка
- Даниил Саямов, фортепиано
Соната для скрипки и фортепиано №?1 Прокофьева стала первым выдающимся произведением в своём жанре для русской и советской музыки вообще. Замысел сонаты возник в 1938 году под впечатлением от музыки Генделя, но завершить произведение удалось только восемь лет спустя. События прошедших лет — мировая война, идеологическое давление внутри страны, семейные трудности, ухудшение здоровья — повлияли на образный строй этой музыки. Призрачные скрипичные пассажи крайних частей автор сравнивал с «ветром, гуляющим по кладбищу», а агрессивную музыку скерцо требовал играть так, «чтобы люди подскочили на своём месте и спросили: «А не сошли ли вы с ума?».
Соната для скрипки и фортепиано №?2 появилась двумя годами раньше Первой. Произведение представляет собой переложение Сонаты для флейты и фортепиано. Необычный формат был подсказан композитору выдающимся скрипачом Давидом Ойстрахом. Образный мир сонаты резко отличается от соседних сочинений: в противовес монументальности «Войны и мира» и Седьмой фортепианной сонаты возникает, по словам композитора, сочинение «в светлых и прозрачных классических тонах».
Соната для скрипки и фортепиано Шостаковича также появилась в творческом контакте с Давидом Ойстрахом. Многолетняя творческая дружба между композитором и исполнителем способствовала их плодотворному сотрудничеству. Многие из своих скрипичных опусов Шостакович посвятил именно Д. Ойстраху — первому и главному интерпретатору своих сочинений.

